100 лет со дня рождения Татьяны Михайловны Лиозновой
20 июля 2024 года
100 лет со дня рождения Татьяны Михайловны Лиозновой -
советского и российского кинорежиссера, сценариста, педагога, Народной артистки СССР
Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова родилась 20 июля 1924 г. в Москве. В детстве она отличалась абсолютным музыкальным слухом, а также рано проявила интерес к режиссерской профессии.
После окончания школы Т.М.Лиознова поступила в Московский авиационный институт. Она проучилась там только один семестр, после чего в 1943 г. подала документы во ВГИК и прошла на курс Сергея Герасимова. Но студентку быстро отчислили из-за нехватки жизненного опыта. Однако она решила не сдаваться и собрала актерскую труппу из таких же отчисленных студентов и вместе с ними поставила спектакль «На полустанке» по авторской пьесе. После этого всех приняли обратно на курс. Для курсового проекта в институте Т.М. Лиознова поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Созданный в постановке танец затем взяли в картину «Молодая гвардия». На третьем курсе института С.Герасимов взял девушку себе в помощь в театр и на рабочие съемки кинофильмов. К получению диплома в 1949 г. у Т.М.Лиозновой уже был режиссерский опыт.
После окончания вуза Т.М.Лиознова получила распределение на Киностудию им. М.Горького. Большую известность принесла режиссеру лирическая картина «Три тополя на Плющихе», в которой главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов и которая до сих пор пользуется зрительской любовью. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы остаться в истории советского кинематографа. Песню "Нежность", исполняемую героиней Татьяны Дорониной, пели тогда все. На Международном кинофестивале в Аргентине картине присвоили первую премию.
В 1973 г. Т.М.Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины роман Юлиана Семенова, в версии режиссера обрел мифологическое звучание. Т.М. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами В.В. Тихонова, Р.Я.Плятта, Л.С.Броневого, О.П.Табакова, Е.А. Евстигнеева, Л.К.Дурова. Когда фильм вышел на экран, это был настоящий триумф. Во время его показа городские улицы массово пустели, а одним из восторженных зрителей стал Л.И.Брежнев. Картине присудили Госпремию СССР.
После "Семнадцати мгновений Весны" Т.М. Лиознова сделала паузу на 6 лет. В этот период она посвятила себя преподаванию, и совместно со Львом Кулиджановым возглавила новую актерскую мастерскую.
В 1980 г. Т.М. Лиознова взялась за двухсерийную ленту «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Гельмана. Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссер обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: в 1981 г. вышла яркая музыкальная картина «Карнавал» с И.В. Муравьевой в главной роли. История провинциальной героини, штурмующей Москву, покорила зрителей, а песни из фильма, музыку к которым написал Максим Дунаевский, а стихи — Роберт Рождественский, звучали отовсюду.
Т.М. Лиознова ушла из жизни 29 сентября 2011 г. в Москве после продолжительной болезни. Похоронена на Донском кладбище Москвы рядом с могилой матери.