120 лет со дня рождения Валерия Павловича Чкалова
2 февраля 2024 года
120 лет со дня рождения Валерия Павловича Чкалова -
прославленного советского лётчика, Героя Советского Союза
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. с. Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В 1919 г. в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в авиапарке.
В 1921 г. В.П.Чкалов добился направления на учёбу в Теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. После её окончания в 1923 г. был направлен для дальнейшей учёбы в Борисоглебск в военную школу лётчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании школы В.П.Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты.
14 августа 1924 г. военный лётчик-истребитель В.П.Чкалов, для дальнейшего прохождения службы, прибыл в Ленинград, в 1-ю Отдельную эскадрилью истребителей. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда В.П.Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. 16 ноября 1925 г. он был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы, однако затем срок был снижен до шести месяцев.
В 1927 г. В.П.Чкалова восстановили в правах. Как лучший лётчик Ленинградской авиаэксадрильи он был направлен в Москву для участия в параде на Красной площади, посвящённом 10-летию Октябрьской революции. На параде 8 ноября 1927 г. он выполнил ряд фигур высшего пилотажа и был замечен военным и политическим руководством страны. Приказом наркома по военным и морским делам К.Ворошилова В.П.Чкалову была объявлена благодарность и выдана денежная премия.
В начале 1929 г. В.П.Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 г. работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. В ноябре 1930 г. В.П.Чкалов был восстановлен в РККА и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
С января 1933 г. В.П.Чкалов был переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода им.Менжинского. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х гг. И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Он придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа – восходящий штопор и замедленную бочку.
Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолёта АНТ-25 (второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков), совершившего в 1936-1937 гг. два сверхдальних перелета. 20-22 июля 1936 г. он командовал беспосадочным перелётом по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Тикси - Петропавловск-Камчатский - о. Удд (ныне - о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря). Протяжённость полёта составила 9 374 км, полётное время - 56 ч. 20 мин. 24 июля 1936 г. всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 18–20 июня 1937 г. экипаж В.П.Чкалова в том же составе совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – г. Ванкувер, ставший первым в истории трансарктическим перелётом из Европы в Америку. Экипаж за 63 ч. 16 мин. преодолел 9 130 км.
В.П.Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. при проведении испытательного полёта на новом истребителе И-180. В его самолёте заглох двигатель, и ему не хватило запаса высоты, чтобы спланировать до взлётно-посадочной полосы. Урна с прахом В.П.Чкалова помещена в Кремлёвской стене