Посольство России в Польше

Президент России

МИД России

Количество посетителей

Яндекс.Метрика

Погода

Новости

Назад

Из доклада Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Москва, 2020 г.

Введение

***

Серьезную тревогу вызывает также развязанная в ряде европейских государств как часть кампании по фальсификации истории «война» с памятниками и мемориалами на братских захоронениях воинов-красноармейцев, погибших в боях за освобождение этих стран от нацистов. Подобная «война» с теми, кто точно не сможет дать адекватный ответ, имеющая целью затушевать темные страницы коллаборационизма с нацистами, выглядит абсолютно недостойно. В результате распространяется неуважительное, кощунственное отношение к памяти освободителей, что ещё не так давно было даже трудно представить. Например, в Польше нередко фиксировались случаи, когда родители позволяли детям неуважительно вести себя на мемориалах и братских захоронениях, а на замечания неравнодушных людей реагировали расистскими по своей сути высказываниями: мол, «это же русские», «в отношении них это можно».

***

Польша

В Польше на государственном уровне культивируется память о Второй мировой войне, однако подача событий тех лет представляет собой «польскую» версию истории. Решающая роль Красной Армии не только в освобождении Польши, но и спасении польского народа от физического уничтожения нацистами отрицается. Продвигается тезис о Польше как главной жертве «двух тоталитаризмов», равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны. При этом основной акцент делается даже не на нападении Третьего Рейха на Польшу 1 сентября 1939 г., а на «нападении СССР на Польшу» 17 сентября 1939 г., которое-де было «ударом в спину», приведшим к окончательной утрате независимости и разделу «одинокого в своей борьбе польского государства».[313]

Концепция уравнивания «советского и германского тоталитаризмов» активно продвигается польскими властями и на международных площадках. Так, 19 сентября 2019 г. Европарламент принял инициированную польскими евродепутатами из фракции «Европейские консерваторы и реформисты» (в нее входит польская правящая партия «Право и справедливость») резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы». В резолюции проводится мысль о том, что гитлеровская Германия и Советский Союз, действуя под прикрытием Договора о ненападении и Договора о дружбе и границе, «поделили Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны».[314]

9 января 2020 г. Сейм Республики Польша принял резолюцию аналогичной направленности, в которой обвинил российские власти в «манипулировании историей» и заявил, что к началу войны привели политика двух тоталитарных держав – Германии и Советского Союза – и заключение пакта Молотова-Риббентропа.[315]   

Помимо этого, в Польше проводится мысль, в том числе на государственном уровне, о том, что в достижении свободы и независимости, якобы обретенных страной лишь на стыке 1980-х-1990-х гг.,[316] велики заслуги «героев подполья» – «прόклятых солдат»[317], день поминовения которых отмечается 1 марта.

Под видом памяти «борцов с коммунизмом» открыто насаждается культ лиц, которые запятнали себя сотрудничеством с нацистами, военными преступлениями и убийствами мирного населения. Так, в августе 2019 г. в Варшаве под патронатом президента Польши А.Дуды с участием представителей законодательной и исполнительной властей, Войска Польского состоялись памятные мероприятия, посвященные образованию «Свентокшиской бригады» Национальных вооруженных сил[318].

На протяжении последних пяти лет в г. Хайнувка (Подляское воеводство) 23 февраля проходит марш памяти «прόклятых солдат», организуемый польскими националистами. Участники марша прославляют Ромуальда Райса («Бурого») и Юзефа Курася («Огня»)[319], скандируя националистические лозунги. Жители г. Хайнувка (в подавляющем большинстве этнические белорусы) относятся к подобным мероприятиям резко негативно. В 2017 и 2019 гг. власти города безуспешно пытались добиться запрета марша (суд отменял соответствующие решения городских властей, ссылаясь на закон об общественных собраниях). Полиция, как правило, пресекает попытки помешать прохождению марша, предпринимаемые общественностью, протестующей против организации подобных мероприятий.[320]

11 марта 2019 г. польский Институт национальной памяти – Комиссия по расследованию преступлений против польского народа (ИНП)[321], вопреки выводам своего отделения в г. Белосток (Подляское воеводство), сделанным в 2005 г. по итогам расследования дела об убийстве в январе-феврале 1946 г. отрядом «Бурого» 79 жителей повята Бельск-Подляский (тогда было признано, что преступление было совершено не против отдельных лиц, а против групп людей, объединенных по национальному и религиозному принципу), опубликовал циничное сообщение, гласившее: «По нашей оценке, трагические события, ставшие следствием действий «Бурого» и его солдат, не соответствуют определению преступления геноцида согласно Конвенции ООН от 9 декабря 1948 г.». [322]

12 марта 2019 г. МИД Белоруссии в заявлении своего официального представителя подчеркнул: «Преступник, лично отдававший приказы и участвовавший в убийстве мирных жителей белорусских деревень на Подляшье, не может быть обелен ни в глазах белорусов, ни в исторической памяти других здравомыслящих людей… Особую озабоченность вызвал откровенный цинизм отдельных польских «исследователей», на выводы которых опирается заявление ИНП. В частности, в его оправдание они констатируют, что «Бурый» имел возможность «сжечь не пять, а гораздо больше белорусских деревень в повяте Бельск-Подляский». В МИД был вызван Посол Польши в Минске.[323] Польские власти поддержали циничную позицию обеления преступников. Заместитель министра иностранных дел Польши Ш.Шинковский вель Сенк заявил, что верит ИНП, так как Институт «стремится узнать правду», а ошибки в таком трудном деле неизбежны.[324]

Польша входит в число стран, стремящихся путем «войны» с советскими памятниками утвердить свой исторический нарратив, отрицающий освободительную роль Красной Армии.

В 2019-2020 гг. польские власти продолжали реализацию закона «О запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя» от 1 апреля 2016 г. (с последующими поправками)[325], в соответствии с которым из публичного пространства устраняются памятники советским воинам-освободителям как «символизирующие коммунизм» либо «пропагандирующие» этот строй. Таким образом, Польша по-прежнему нарушает свои международные обязательства, вытекающие из Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г., межправительственных соглашений о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25 августа 1993 г. и о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 г.

В 2019 г. по решению польских властей были демонтированы 3 таких памятника: в г. Славно (Западно-Поморское воеводство), д. Сарнице (Великопольское воеводство) и г. Велюнь (Лодзинское воеводство)[326]. Имели место 4 акта вандализма в отношении захоронений советских воинов: в г. Новы-Сонч (Малопольское воеводство) и трижды – в г. Явор (Нижнесилезское воеводство).

За первые месяцы 2020 г. был снесен Памятник благодарности воинам Красной Армии в г. Лешно (Великопольское воеводство) и имели место 7 случаев действий вандалов в отношении захоронений советских воинов: в г. Еленя-Гура (Нижнесилезское воеводство), г. Стараховице (Свентокшиское воеводство), г. Гнезно (Великопольское воеводство), г. Вроцлав (Нижнесилезское воеводство), г. Хелмжа и г. Бродница (Куявско-Поморское воеводство), г. Познани (Великопольское воеводство).

В апреле 2020 г. стало известно, что в январе этого года в д. Куновице (Любуское воеводство) по решению любуского воеводы с памятника (постамент с танком Т-34) на братской могиле 44 военнослужащих 11-го танкового корпуса снесена доска с именами красноармейцев.

Вместе с тем проведению официальных мероприятий в память о Красной Армии польские власти не препятствуют, но и, как правило, не участвуют в них. Тема освобождения Польши в годы Второй мировой войны Красной Армией замалчивается. Нередко мемориальные даты календаря получают новые названия – вместо дня освобождения речь может идти, например, о годовщине завершения гитлеровской оккупации или возвращения города польскому государству.[327] События Второй мировой войны трактуются в духе теории «равной ответственности советского и германского тоталитаризмов» и «двух оккупаций» на самом высоко уровне. Премьер-министр Польши М.Моравецкий в статье от 29 декабря 2019 г. в «Политико» написал: «Далеко не «освободитель», Советский Союз помогал нацистской Германии и совершал собственные преступления».[328] В другом заявлении в декабре 2019 г.  М.Моравецкий фактически обвинил СССР в причастности к Холокосту и захвату гитлеровской Германией Европы:
«…Благодаря Сталину Гитлер мог безнаказанно захватывать очередные страны, согнать евреев со всего континента в гетто и готовиться к Холокосту – одному из самых масштабных преступлений в истории человечества…».
[329]

23 января 2020 г. Сейм и Сенат Польши (нижняя и верхняя палаты парламента) приняли постановления о событиях 75-летней давности в Верхней Силезии.[330] В постановлении Сейма, в частности, говорится: «Верхнесилезская трагедия – это преступления, совершенные вступающими в Верхнюю Силезию солдатами Красной Армии, в частности убийство более 200 жителей Меховиц».

Посол Польши в Москве В.Марчиняк в интервью радио «Эхо Москвы» в феврале 2020 г. разъяснил, почему польская сторона не отмечает 75-летие освобождения Варшавы Красной Армией от гитлеровской оккупации: «Дата 17 января в истории Варшавы – не самая важная и крупная…».[331] В сообщении Посольства Польши в Москве от 21 января 2020 г. по поводу этой памятной даты говорится: «В связи с отмечаемой в Российской Федерации годовщиной «освобождения Варшавы» Посольство Республики Польша напоминает, что 17 января 1945 года советские войска вошли в полностью уничтоженную и опустевшую столицу Польши».[332]

На фоне такой политики польских властей по героизации приспешников нацистов в стране отмечается увеличение числа экстремистских и националистических организаций. Согласно информации СМИ,[333] польские спецслужбы знают о порядка 200 «опасных неонацистах», а численность активистов неонацистского движения оценивают приблизительно в 600-700 чел. Однако, по данным польской антифашистской неправительственной организации «Никогда больше» («Nigdy Więcej»), в Польше насчитывается несколько тысяч поклонников фашизма и нацизма и свыше 10 тыс. чел., находящихся под влиянием данной идеологии.[334]

В качестве примеров превентивной борьбы с неонацизмом польскими властями приводятся, в частности, решения о высылке зарубежных неонацистов с территории Польши и запрете для них въезда в страну. По информации СМИ, польские спецслужбы с 2016 г. по 2019 г. инициировали по этим причинам высылку 14 чел. и 26 чел. внесли в список лиц, пребывание которых в Польше является нежелательным. [335] 

В августе 2019 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) рекомендовал Польше запретить действующие в стране организации, призывающие к расовой дискриминации – «Национально-радикальный лагерь» (НРЛ), «Всепольская молодежь» (ВМ), «Фаланга», «Штурмовики», ассоциация «Никлот», «Национально-общественный конгресс», «Автономные националисты», «Гордость и современность», а также польское отделение организации «Кровь и честь»[336]. Этот вопрос вызвал особую обеспокоенность Комитета, поэтому польским властям было предложено в течение года сообщить о принимаемых ими мерах по выполнению этой рекомендации.

В июне 2019 г. районная прокуратура в Люблине занялась расследованием по факту публикации на странице люблинской бригады НРЛ в «Твиттере» поста, посвященного дню рождения бельгийского фашиста, бывшего офицера СС Л.Дегрелля, в котором польские националисты  называют его «одним из величайших национальных революционеров». Авторов заметки обвинили в пропаганде фашизма[337]. Ранее к запрещению НРЛ призывали и польские политические деятели, в частности, в 2017 г. мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц[338].

Мероприятия патриотического характера нередко имеют в Польше элементы националистического и неонацистского толка. Причем подобные мероприятия не только не пресекаются правоохранителями, но и пользуются их защитой. С 2011 г. ежегодно 11 ноября в Варшаве в рамках празднования Дня независимости проходит Марш независимости в знак приверженности польским национальным традициям и патриотизму, однако там зачастую присутствуют лозунги в духе пропаганды нацизма, расизма и антисемитизма[339].

Ежегодно 1 августа в польской столице националистами организуются марши, посвященные годовщине Варшавского восстания 1944 г.[340] По сообщениям СМИ, в ходе манифестации в августе 2019 г. (в 75-ю годовщину восстания) шествию националистов пытались помешать представители общественного антифашистского движения «Граждане РП», которые регулярно устраивают пикеты в знак протеста на подобного рода акциях (в частности, на Маршах независимости 11 ноября). Однако городские органы правопорядка оттеснили протестующих с маршрута движения националистов.

В то же время имеются и примеры запрета проведения акций, явно прославляющих нацизм и его лидеров. В августе 2019 г. районный суд г. Гливице (Силезское воеводство) вынес постановление о роспуске организации «Гордость и современность», которая в апреле 2017 г. в Нижнесилезском воеводстве организовала мероприятие-празднование дня рождения А.Гитлера с использованием нацистской символики[341]. В решении суда отмечалось, что прославление нацистского лидера противоречит целям организации, среди которых значатся пропаганда патриотизма и сохранение польской национальной самобытности. Отдельное следствие ведется в отношении шести членов организации, участвовавших в этом мероприятии, ни один из которых не признал своей вины, утверждая, что оно имело частный характер, а его устроители не занимаются пропагандой нацистской идеологии.

В стране наблюдается тенденция распространения идей расизма, расового превосходства, имеют место преступления на почве ненависти. С 2019 г. польская прокуратура и полиция перестали публиковать статистические отчеты о преступлениях, совершенных на почве ненависти. Власти объясняют это тем, что такие документы содержат сведения исключительно для внутреннего служебного пользования.[342] По последним доступным данным Национальной прокуратуры, в 2017 г. общее число таких дел составляло 1708. Согласно заявлениям представителей министерства юстиции в СМИ, в первой половине 2018 г. на почве ненависти в Польше было зафиксировано 890 преступлений. Более 31 % из них – это оскорбления, еще 30 % –  публичная пропаганда фашизма и тоталитаризма, более 20% –  насилие, 3 % – оскорбление чувств верующих.[343]

В докладе функционирующего в рамках совета Европы Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (КК РКЗНМ) по Польше, опубликованном в январе 2020 г., отмечается, что в Польше сохраняется атмосфера нетерпимости, расизма и ксенофобии. Представители национальных меньшинств считают, что реакция как местных, так и центральных органов власти на высказывания и акты насилия со стороны экстремистских групп является недостаточной. По их мнению, отношение польских властей к конкретной этнической группе зависит от отношений Польши с соответствующими странами.[344]

Все чаще в Польше фиксируются нападения на украинцев, количество правонарушений против которых увеличилось с 37 в 2015 г. до 190 в 2017 г.[345] Наиболее уязвимыми группами в Польше остаются также мусульмане, евреи и цыгане.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации выражал глубокую обеспокоенность по поводу распространения ненавистнических высказываний расистского толка в отношении групп меньшинств, в частности мусульман, цыган, украинцев, лиц африканского и азиатского происхождения, евреев и мигрантов, а также беженцев. Такие высказывания, по мнению Комитета, часто допускают известные общественные деятели, включая политиков и представителей средств массовой информации. Особую обеспокоенность КЛРД вызвало использование в средствах массовой информации ненавистнической риторики и негативных стереотипов при описании общин меньшинств, распространенность веб-сайтов, пропагандирующих расовую ненависть, а также использование ксенофобской риторики в контексте избирательных кампаний.[346]

По данным Министерства внутренних дел и администрации Польши, в 2018 г. [347] было выявлено 179 инцидентов на почве антисемитизма, что является самым высоким показателем за все время ведения подобной статистики. Из них 164 касались различных форм ненавистнической риторики, включая граффити, надписи, плакаты, статьи и листовки, а 99 были совершены в Интернет-пространстве. Согласно проведенному в 2018 г. Агентством ЕС по основным правам человека (АОПЧ) опросу о дискриминации и ненависти по отношению к евреям в Евросоюзе, 32 % респондентов еврейского происхождения из Польши столкнулись за последние 12 месяцев с агрессивными проявлениями антисемитизма, однако 79 % из них не сообщали об этом в правоохранительные органы.[348]

По результатам исследования НПО «Антидиффамационная лига» (ADL),[349] индекс антисемитских настроений в Польше в 2019 г. составил 48 %. С момента проведения последнего опроса в 2015 г. уровень антисемитизма в стране увеличился на 11 %. Показательны также сравнительные данные ADL относительно положения евреев в Польше и других странах. Так, Польша демонстрирует самый высокий показатель антисемитских настроений среди стран ЦВЕ и второй после Греции (67 %) в Европе. При этом 74 % польских участников данного опроса считают, что евреи слишком много говорят о Холокосте, а 64 % – что евреи более лояльны по отношению к Израилю, чем к стране, в которой они проживают. 56 % опрошенных склонны полагать, что евреи обладают слишком большим влиянием в бизнесе и на международных финансовых рынках.[350]

Согласно данным проведенного по заказу телеканала CNN опроса[351] об антисемитизме в Европе, результаты которого были опубликованы в ноябре 2019 г., почти половина поляков считает, что Израиль использует Холокост для оправдания своих действий. А 35 % участников опроса согласились с утверждением о том, что антисемитизм является усиливающейся проблемой в Польше. В негативном отношении к евреям призналось 15 % опрошенных поляков (второе место после Венгрии).[352]

Статистика имеет подтверждение и на практике. Так, 19 апреля 2019 г. в г. Прухник (Подкарпатское воеводство) в рамках пасхальных гуляний группа жителей избила палками и сожгла чучело Иуды в образе ортодоксального еврея. По информации СМИ, окружная прокуратура в г. Перемышль, в юрисдикции которой находится г. Прухник, 14 мая 2019 г. отказала в возбуждении уголовного дела по данному происшествию.

В Польше также фиксируются проявления исламофобии. Опрос польского Центра исследования общественного мнения (ЦИОМ)[353], проведенный в декабре 2019 г., свидетельствует о том, что образ мусульманина не связан у поляков с непосредственными контактами с представителями этой религии. Лишь 14 % респондентов подтвердили личные знакомства с ними. При этом 45 % опрошенных выразили негативное отношение к последователям ислама, 38 % – индифферентное и лишь 17 % – позитивное. В сравнении с данными подобного опроса четырехлетней давности положительное восприятие мусульман снизилось на 6 %.

В представлении 66 % поляков мусульмане, живущие в Западной Европе, тяжело адаптируются к местным традициям и ценностям. Еще 63 % опрошенных считает, что представители ислама в основном нетолерантны к тем традициям и ценностям, которые им чужды. Значительная часть польского общества (61 %) ассоциирует ислам с насилием, а 50 % считает, что мусульмане оправдывают насилие против последователей других религий. При этом 38 % респондентов полагает, что конфликт между исламской и западной культурой неизбежен.

В ноябре 2019 г. сотрудники Агентства внутренней безопасности Польши задержали экстремистскую группу в Варшаве и Щецине, готовившую нападение на мусульман с использованием взрывчатых веществ и огнестрельного оружия по аналогии с террористическими актами, совершенными А.Брейвиком в 2011 г. в Норвегии и Б.Таррантом в 2019 г. в Новой Зеландии.[354]

Правозащитники указывают на существующие в Польше проблемы мигрантов. Отмечается, что значительное число мигрантов, включая родителей с детьми и несопровождаемых детей-мигрантов, содержатся в охраняемых центрах тюремного типа. Это наносит травму детям и лишает их возможности получать очное образование. Кроме того, сотрудники пограничной службы не допускают соискателей убежища на территорию Польши или лишают их доступа к процедурам ходатайствования о предоставлении убежища. Также отмечены отказы польских государственных органов принимать беженцев-мусульман. Одновременно с этим эксперты указывают на продолжающиеся случаи ненавистнических преступлений, жертвами которых становятся мигранты. На данные проблемы, в частности, обращали внимание Комитет по правам человека (КПЧ) в октябре 2016 г.[355], Комитет против пыток (КПП) в июле 2019 г.[356] и Комитет по ликвидации расовой дискриминации в августе 2019 г.[357]

Правозащитники фиксируют и распространение в польском сегменте Интернета и СМИ человеконенавистнической риторики. Согласно исследованию польского ЦИОМ, проведенному в ноябре 2019 г., 46 % поляков считают, что публичные оскорбления и разжигание ненависти в стране связаны с цветом кожи и расой, 41 % респондентов также указывают в качестве мотивов национальность, этническое происхождение и религиозные убеждения. При этом 65 % респондентов указали Интернет-пространство в качестве основного места распространения подобной риторики.[358] Именно «виртуальные преступления», по данным Уполномоченного по гражданским правам (УГП) в Польше А.Боднара, остаются «черной дырой» польской правовой системы. На фоне бездействия компетентных органов, которые в большинстве случаев не реагируют на подобные правонарушения, А.Боднар предложил властям законодательно позволить предъявление иска неизвестному лицу, а его личность устанавливать в ходе следствия.[359]

В июле 2019 г. УГП отметил радикализацию языка публичной дискуссии в Польше вокруг ситуации с мигрантами, в том числе в СМИ, ограниченный доступ иностранцев к процедуре предоставления статуса беженца и активность неофашистских движений.[360]

Фиксируется рост в Польше количества ненавистнических высказываний и преступлений на почве ненависти. Вместе с тем, информация о таких правонарушениях редко доводятся до сведения компетентных органов. В 2018 г. УГП совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ предпринял попытку изучить масштаб преступлений на почве ненависти в Польше, о которых не сообщается властям. Исследование показало, что в правоохранительные органы обращается лишь 5 % пострадавших. Также было установлено, что в отношении 43 % выходцев из стран Тропической Африки, 18 % украинцев и 8 % мусульман в 2016-2017 гг. было совершено как минимум одно преступление на почве ненависти.[361]

Некоторые преступления по расовым мотивам, доведенные до сведения компетентных органов, не регистрируются и как таковые не расследуются. По многим делам, изученным бюро УГП, правоохранительные органы слишком рано прекращали следствие, беспричинно отказывали в их возбуждении или вели их слишком долго. По данным прокуратуры, в 2018 г. было прекращено рассмотрение 373 дел на почве ненависти (в 2017 г. – 324 дела) и 383 дел, касающихся пропаганды фашизма или любого другого тоталитарного режима (в 2017 г. – 325).[362]

В январе 2019 г. А.Боднар обратился к генеральному прокурору с просьбой провести проверку 30 дел, касающихся преступлений на почве ненависти и находившихся на рассмотрении у правоохранительных органов в 2015-2019 гг., в которых действия прокуратуры или вынесенные приговоры являются сомнительными с точки зрения объективности. Примером, в частности, является отказ прокуратуры в возбуждении следствия по иску УГП, а потом и закрытие дела в отношении «мазовецкой бригады Национально-радикального лагеря», которая на своей Интернет-странице разместила текст под заглавием «Расовый сепаратизм — ответ на политику «мульти-культи» в XXI в.». Правоохранительные органы, однако, не обнаружили в нем признаков пропаганды расистской идеологии.[363] Так и не получив детальных разъяснений от генерального прокурора относительно запрашиваемых дел, А.Боднар был вынужден повторно обратиться к нему с той же просьбой в январе 2020 г.[364]

Кроме того, в январе 2019 г. А.Боднар передал премьер-министру М.Моравецкому список из 20 рекомендаций по усилению борьбы с преступлениями на почве ненависти.[365] Рекомендациями должна была заняться созданная премьер-министром специальная межведомственная группа по предупреждению пропаганды тоталитаризма и преступлений, связанных с разжиганием ненависти на почве национальных, этнических, расовых или религиозных различий либо по причине отсутствия какого-либо вероисповедания. Однако ни МВД, ни канцелярия премьера до сих пор не рассмотрели рекомендации УГП[366].

Вместе с тем, в Польше имеется законодательная основа для реализации мер в области противодействия и предупреждения расизма. Уголовное наказание за проявления расизма и ксенофобии предусмотрено польским законодательством[367]. Кроме того, в соответствии с проектом поправок в Уголовный кодекс от 13 июня 2019 г. (ст. 53)[368], более строгое наказание предполагается ввести в случае, если преступление было совершено с применением насилия, мотивированного ненавистью на почве национальной, этнической, расовой, политической или религиозной принадлежности жертвы или по причине её атеистических взглядов.

Однако на протяжении последних лет польские власти предпринимают усилия по сворачиванию антидискриминационных структур образовательных компонентов в этой области. В 2016 г. был ликвидирован Совет по вопросам противодействия расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (создан предыдущим либеральным правительством в 2013 г.) без замены его другим органом, наделенным аналогичными полномочиями. Отменено распоряжение польского министерства образования об обязательном введении антидискриминационного обучения в школах. Из обращения были изъяты соответствующие учебные пособия для полицейских.[369] Был также ликвидирован комитет по правам человека, действовавший при МВД и занимавшийся мониторингом активности радикальных организаций.

Наряду с этим в 2016 г. было учреждено Главное управление национальной полиции по борьбе с киберпреступностью и назначены координаторы по борьбе с преступлениями на почве ненависти в киберпространстве. А в 2018 г. была создана межведомственная группа по предупреждению пропаганды фашизма и других тоталитарных систем и преступлений, связанных с разжиганием ненависти на почве национальных, этнических, расовых или религиозных различий либо по причине отсутствия какого-либо вероисповедания. Однако, по оценке Уполномоченного по правам человека Польши А.Боднара, за время своей работы группа не представила предложений, которые бы существенным образом могли влиять на повышение эффективности борьбы с такого рода преступностью.

В августе 2019 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации указал, что действующие нормы законодательства Польши, запрещающие расовую дискриминацию, не выполняются в полном объеме, а анализ текущей ситуации в стране осложняется отсутствием актуальных статистических данных.[370]

Приведенные выше проявления расизма и кампании обеления приспешников нацистов, запятнавших себя многочисленными преступлениями, при наличии законодательных возможностей препятствовать этим неприглядным явлениям свидетельствует о намеренных действиях польских властей по использованию расистских движений и идеологий в угоду сиюминутным конъюнктурным политическим настроям, идущим к тому же во вред всему польскому народу. В эту же логику встраивается и малодушная борьба Варшавы с памятниками воинам, погибшим за освобождение этой страны от нацистов.

Неудивительно, что Польша регулярно в русле общеесовской логики воздерживается при голосовании по проекту резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

***

 

 

 

 

 

 

[317] Участники польского вооруженного польского антисоветского и антикоммунистического подполья 1944-начала 1950-х гг.

 

[318] https://www.prezydent.pl/aktualnosci/patronaty/rok-2019/art,2,sierpien-2019-r.html; https://ipn.gov.pl/pl/aktualnosci/75223,75-rocznica-powstania-Brygady-Swietokrzyskiej-Narodowych-Sil-Zbrojnych.html#page; Национальные вооруженные силы (НСЗ) – одна из подпольных вооруженных организаций, которая запятнала себя сотрудничеством с гитлеровцами. Часть НСЗ под названием «Свентокшиская бригада» вместе с войсками СС участвовала в боях против Красной Армии в 1944-1945 гг. и отступила с нацистами в 1945 г. на территорию Германии.

 

[319] Командиры отрядов польского националистического подполья, организовавшие после окончания войны убийства мирных жителей, включая женщин и детей, в том числе православных белорусов на востоке Польши (Подляшье), евреев, словаков (на юге страны), поляков.

 

 

[321] Государственное историко-архивное учреждение, занимающееся расследованием преступлений по отношению к польским гражданам органов госбезопасности Польши в период 1944—1990 гг. и органов безопасности Третьего Рейха в 1939-1945 гг. и СССР  – с 1917 г.,  а также люстрационными процедурами (ограничение доступа к государственной службе бывших коммунистов и информаторов спецслужб в Польше)

 

[322] https://ipn.gov.pl/pl/dla-mediow/komunikaty/67471,Komunikat-dotyczacy-informacji-zawartych-w-ustaleniach-koncowych-sledztwa-S-2802.html; Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

 

 

 

[325] Закон вступил в силу в сентябре 2016 г. Он предусматривал устранение из публичного пространства названий, связанных с лицами, организациями, событиями и датами, символизирующими «репрессивный, авторитарный и несуверенный режим власти в Польше в 1944-1989 гг.». Изначально закон не касался памятников, однако в июле 2017 г. в него были внесены поправки, в соответствии с которыми в течение года с момента их вступления в силу из публичного пространства должны были быть удалены любые объекты, «символизирующие коммунизм или другой тоталитарный строй либо пропагандирующие этот строй» (впоследствии срок выполнения этих предписаний закона был сокращен до 31 марта 2018 г.).

 

[326] Городские власти после демонтажа передали памятник изъявившему такое желание жителю д. Млыниско для установки на частной территории.

 

 

 

 

 

 

 

[333] Данные по состоянию на 2018 г.

 

 

 

[336] Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения объединенных 22-го – 24-го периодических докладов Польши. Август 2019 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CERD%2fC%2fPOL%2fCO%2f22-24&Lang=ru;

https://pl.sputniknews.com/polska/2019091911071841-mlodziez-wszechpolska-i-onr-pod-lupa-onz-zdelegalizowac/

 

 

 

 

 

 

 

 

[344] Четвертое мнение Консультативного Комитета Рамочной конвеции о защите национальных меньшинств, принятое 6 ноябоя 2019 г. https://rm.coe.int/4th-op-poland-pl/1680998acb (польск.), https://rm.coe.int/4th-op-poland-en/1680993391 (англ.)

 

 

[346] Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения объединенных 22-го – 24-го периодических докладов Польши. Август 2019 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CERD%2fC%2fPOL%2fCO%2f22-24&Lang=ru

 

[347] Данные за 2019 г. по состоянию на март 2020 г. не опубликованы.

 

[348] Исследование Агентства ЕС по основным правам человека  проводилось в мае-июне 2018 г. В 13 странах-членах ЕС, в том числе в Польше. По итогам опубликован доклад «Опыт и восприятие антисемитизма» по результатам опроса о дискриминации и ненависти по отношению к евреям в Евросоюзе». https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-antisemitism-overview-2008-2018_en.pdf

 

[349] «Антидиффамационная лига» (ADL) – американская еврейская неправительственная правозащитная организация, противостоящая антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям.

 

 

[351] Опрос был проведен компанией ComRes в сентябре 2018 г. в Австрии, Франции, Германии, Великобритании, Венгрии, Польше и Швеции. В Польше в опросе приняло участие 1020 человек.

 

 

 

 

[355] Заключительные замечания Комитета по правам человека по итогам рассмотрения 7-го периодического доклада Польши. Октябрь 2016 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CCPR%2fC%2fPOL%2fCO%2f7&Lang=ru

 

[356] Заключительные замечания Комитета против пыток по итогам рассмотрения 7-го периодического доклада Польши. Июль 2019 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CAT%2fC%2fPOL%2fCO%2f7&Lang=ru

 

[357] Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения объединенных 22-го – 24-го периодических докладов Польши. Август 2019 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CERD%2fC%2fPOL%2fCO%2f22-24&Lang=ru

 

 

 

[360] Обзор уполномоченного по гражданским правам в Польше в связи с рассмотрением Комитета по ликвидации расовой дискриминации объединенных 22-го – 24-го периодических докладов Польши. Август 2019 г. https://www.rpo.gov.pl/sites/default/files/Raport%20RPO%20dla%20Komitetu%20ONZ%20%20%28j%C4%99z.%20polski%29.pdf

 

 

 

 

 

 

 

[367] Ст. 119 §1 Уголовного кодекса (угрозы в связи с расовой, национальной и этнической принадлежностью, атеизмом или политической ориентацией); ст. 256 §1 УК (публичное разжигание ненависти в связи с расовой, национальной и этнической принадлежностью или атеистическими взглядами); ст. 257 УК (публичное оскорбление на почве расовой, национальной и этнической принадлежности).

 

[368] Находится на рассмотрении Конституционного суда с июня 2019 г.

 

[369] В них содержались рекомендации по распознаванию и расследованию преступлений на почве ненависти, а также список расистских и шовинистических символов, которые используют польские националисты.

 

[370] Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения объединенных 22-го – 24-го периодических докладов Польши. Август 2019 г. https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CERD%2fC%2fPOL%2fCO%2f22-24&Lang=ru